Отказ от детализации, от преходящего, случайного.

Отказ от детализации, от преходящего, случайного.

Творчество отличается исключительным многообразием: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, мифологические, библейские сюжеты. Был непревзойдённым мастером рисунка и офорта.

После годичного обучения в Лейденском университете (1620) решил посвятить себя живописи, учился у Яна ванн Сваненбюрха в Лейдене (1620-23).

В 1623 году Рембрандт занимался в Амстердаме уПитера Ластмана,прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Ластмановское пристрастие к пестроте и мелочности исполнения оказало огромное влияние на молодого художника ( «Побиение камнями св. Стефана» (1629) и «Крещении евнуха» (1626).

Первые работы Рембрандта необычайно красочны, тщательно прописана каждая деталь, достоверно передана обстановка библейской легенды. Герои наряжены в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт Отказ от детализации, от преходящего, случайного. атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626; «Давид перед Саулом», 1627).

«Христос во время шторма на море Галилейском» (1633). Единственный морской пейзаж Рембрандта был выкраден в 1990 году из музея Изабеллы Гарднер и до сих пор находится в розыске.

Итоговые произведения этого периода — «Товит и Анна», «Валаам и ослица» — отражают богатую фантазию художника и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Подобно другим мастерам барокко, он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций. Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты.

Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта —

-«Притча о неразумном богаче» (1627),

- «Симеон и Анна в Храме Отказ от детализации, от преходящего, случайного.» (1628),

- «Христос в Эммаусе» (1629),

- «Художник в своей мастерской» (1628) (возможно, это автопортрет), на котором художник запечатлил себя в мастерской в момент созерцания собственного творения. Холст, над которым ведётся работа, вынесен на первый план картины; в сравнении с ним сам автор кажется карликом.

Картины лейденского периода отмечены поиском творческой самостоятельности, хотя в них ещё сильно влияние его учителей и голландского караваджизма («Принесение во храм», 1628-29). Светотень как средство усиления одухотворённости и эмоциональной выразительности образа была впервые использована им в картинах «Апостол Павел» (1629-30) и «Симеон во храме» (1630-31).

Параллельно работает в жанре портрета, старательно изучая мимику человеческого лица.

В 1632 году переезжает в Амстердам и женится Отказ от детализации, от преходящего, случайного. на богатой патрицианке Саскии фон Эйленбурх и с этих пор попадает в патрицианские круги. Начинается самый счастливый период его жизни. Он становится знаменитым и модным художником. Его дом привлекает лучших представителей аристократии духа и богатых заказчиков, у него большая мастерская, где с успехом трудятся его многочисленные ученики. Немалое наследство Саскии и его собственные работы дают материальную свободу. Весь этот период овеян романтикой. Живописец как бы специально стремится в своем творчестве уйти от тусклой бюргерской повседневности и пишет себя и Саскию в роскошных нарядах, в фантастических одеждах и головных уборах, создавая эффектные композиции, выражая в сложных поворотах, позах, движениях разные Отказ от детализации, от преходящего, случайного. состояния, в которых превалирует общее — радость бытия. Это настроение выражено в одном автопортрете луврского собрания 1634 г. и в портрете Саскии из музея в Касселе (того же года), а также в эрмитажном изображении Саскии в образе Флоры.Но, пожалуй, ярче всего мироощущение Рембрандта этих лет передает известный «Автопортрет с Саскией на коленях» (около 1636). Откровенной радостью жизни, ликованием пронизано все полотно. Эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ; всем антуражем, от богатых одежд до торжественно поднятого хрустального бокала в руке; ритмом пластических масс, богатством цветовых нюансов, светотеневой моделировкой, которая станет главным Отказ от детализации, от преходящего, случайного. из выразительных средств в рембрандтовской живописи. Феерический, сказочный мир...



30-е годы – годы творческого успеха и семейного счастья. Пишет «Анатомию доктора Тюльпа» (1632),где успешно решает проблему группового портрета, придав композиции непринуждённость и объединив портретируемых единым действием. Их внимание обращено на главное действующее лицо — доктора Тулпа, демонстрирующего у «разъятого» трупа строение мышц. Как истинный голландец, Рембрандт не боится реалистических деталей, как большой художник, он умеет избегнуть натурализма. Он получает множество заказов на портреты, в которых тщательно передаёт черты лица, драгоценности, одежду ( Портрет бургграфа, 1636).

В сложных ракурсах предстают перед нами персонажи картины 1635 г. «Жертвоприношение Авраама».

В эти же 30-е годы Рембрандт впервые серьезно Отказ от детализации, от преходящего, случайного. начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Наследие Рембрандта-графика, оставившего как произведения гравюры, так и уникальные рисунки, не менее значительно, чем живописное.

Офорты Рембрандта: в основном библейские и евангельские сюжеты, но в рисунке, как истинно голландский художник, он часто обращается и к жанру. Правда, талант Рембрандта таков, что всякое жанровое произведение начинает звучать под его рукой как философское обобщение.

На рубеже раннего периода творчества художника и его творческой зрелости предстает перед нами одно из самых знаменитых его живописных произведений, известное как «Ночной дозор» (1642) — групповой портрет стрелковой роты капитана Баннинга Кока. Но групповой портрет — это только формальное название произведения, вытекающее Отказ от детализации, от преходящего, случайного. из желания заказчика. Рембрандт отошел от привычной композиции группового портрета—изображения пирушки, во время которой происходит «представление» каждого из портретируемых.

Он расширил рамки жанра, представив скорее историческую картину: по сигналу тревоги отряд Баннинга Кока выступает в поход. Одни спокойны, уверенны, другие возбуждены в ожидании предстоящего, но на всех лежит выражение общей энергии, патриотического подъема, торжества гражданского духа. Изображение людей, выходящих из-под какой-то арки на яркий солнечный свет, полно отголосков героической эпохи нидерландской революции, времени триумфов республиканской Голландии. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический образ эпохи и общества. Но само это настроение было чуждо бюргерской Голландии Отказ от детализации, от преходящего, случайного. середины века, не отвечало вкусам заказчиков, а живописные приемы шли вразрез с общепринятыми. Эффектная, несомненно несколько театральная, в высшей степени свободная композиция, как уже говорилось, не ставила своей целью представить каждого из заказчиков. Многие лица просто плохо «прочитываются» в этой резкой светотени, в этих контрастах густых теней и яркого солнечного света, на который выходит отряд (в XIX в. картина уже так потемнела, что ее считали изображением ночной сцены, отсюда ее неправильное название. Тень, ложащаяся от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день).


Непонятным и нелепым казалось зрителю появление в этой сцене посторонних, особенно маленькой Отказ от детализации, от преходящего, случайного. девочки в золотисто-желтом платье, затесавшейся в толпу воинственных мужчин. Все здесь вызывало недоумение и раздражение публики, и можно сказать, что с этой картины начинается и углубляется конфликт художника и общества. В этом же 1642 году умирает Саския и происходит естественный разрыв Рембрандта с чуждыми ему патрицианскими кругами.

Пора творческой зрелости - 40—50-е годы. Это время формирования его творческой системы, из которой многое уйдет в прошлое и в которой будут обретены иные, неоценимые качества. Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому. Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в Отказ от детализации, от преходящего, случайного. 1636 г. Уже и тогда было высказано в этом образе главное: чувственное начало, языческое, в какой-то степени «тициановское» было в ней лишь частью общего в выражении сложных душевных переживаний, единого душевного порыва. На смену классическому, прекрасному, но и абстрактному в своей красоте идеалу пришло выражение жизненной правды, яркой индивидуальности физического склада. Это некрасивое тело было передано предельно реалистично.

В 40—50-е годы художник выбирает для трактовки наиболее лирические, поэтичные стороны человеческого бытия, то человеческое, которое извечно, всечеловечно: материнскую любовь, сострадание. Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет.

Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство»: лишь Отказ от детализации, от преходящего, случайного. ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья. Жест руки матери, откидывающей полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа — все глубоко продуманно. Простота быта и облика людей не заземляет тему. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. Огромную роль в картинах Рембрандта играет светотень — основа его художественной системы. В колорите преобладают тональные отношения, в которые Рембрандт любит вводить сильные пятна чистого цвета. В «Святом семействе» таким объединяющим пятном служит красное одеяло на колыбели.

Большое место в творчестве Рембрандта занимает пейзаж, как живописный Отказ от детализации, от преходящего, случайного., так и графический (офорт и рисунок). В изображении реальных уголков страны он умеет так же, как и в тематической картине, подняться над обыденным («Пейзаж с мельницей»).

Последние 16 лет—наиболее трагические годы жизни Рембрандта: он разорен, не имеет никаких заказов, у него нет собственного дома, он потерял всех близких, любимых людей, и даже ученики предают его. Но эти годы созданы живописные образы, исключительные по монументальности характеров и одухотворенности, произведения глубоко философские и высокоэтические.

Особенности позднего периода:

отказ от детализации, от преходящего, случайного.


documentafdmsej.html
documentafdmzor.html
documentafdngyz.html
documentafdnojh.html
documentafdnvtp.html
Документ Отказ от детализации, от преходящего, случайного.