Аспендос Белкиз

Аспендос Белкиз

Анталья

Аспендос Белкиз расположен на востоке от Антальи, недалеко от Серика, на вершине акрополя выстотой 40 метров на берегу реки Эуримедон-Кёпрючай.

Название города на лувийском/этрусском языке звучало как «Асиванда» и означало «страна лошадей».

История города уходит корнями в хеттский период, 3 тыс.до н.э. как город акрополь, предположительно входивший в край Аххиява под названием «Асиаванда».

Развиваясь и расширяясь, со временем город вышел за пределы Акрополя и население его увеличилось после Троянской войны в 12 в. до н.э.

В римский период до н. э. Аспендос имел важное торговое значение благодаря судоходной реке Эуримедон. Важнейшими предмета экспорта края были выращиваемые здесь кони, соль и Аспендос Белкиз дешевое вино.

Со временем из-за наноса ила в реку она потеряла судоходное значение и город сегодня удален от моря на 6 км.

На сегодняшний день самым значительным сохранившимся памятником античной архитектуры является театр на 12 000 зрителей, построенный во 2 в.до н.э. архитектором Зеноном.

Древняя легенда гласит, что у царя Аспендоса была красавица-дочь Белкис, которую он пообещал отдать в жены тому, кто построит для города самое замечательное сооружение. Его вызов приняли двое. Один стал строить акведук, а второй – театр. Оба закончили работу одновременно, и царь отправился инспектировать. Он был восхищен акведуком и уже почти принял решение Аспендос Белкиз о судьбе дочери, но когда он осматривал театр, вдруг послышался тихий голос: «Белкис будет моей женой». Рядом никого не было, и лишь далеко внизу, на сцене, стоял архитектор Зенон. Лучшей демонстрации совершенства акустики нельзя было и представить. Но и акведук был совершенным. Тогда царь принял компромиссное решение – разрубить свою дочь пополам и отдать каждому строителю по половине. Зенон сразу же заявил, что в таком случае отказывается от своих притязаний … и тут же получил руку принцессы.

В настоящее время театр Аспендос считается самым хорошо сохранившимся античным театром в мире, с лучшей акустикой.

В театре носящем особенности римской архитектуры между сценой Аспендос Белкиз и местами для зрителей справа и слева имеются два вестибюля в форме коридора.

Амфитеатр имеет 41 скамеечный ряд, которые через 20 рядов были разделены диазомой на 2 части, где располагались магазины и зрители прятались от солнца.

Для достижения лучшего звучания голоса, нижние части рядов балюстрад, были построены в овальной форме, а к верхним рядам дополнительно были пристроены 40 галерей с арками на уровне высоты сцены.

На некоторых сиденьях вытесаны имена в форме гравюр, что указывает, на постоянных зрителей театра. Зрители пройдя через вестибюль, оказывались на площадке для оркестра, диаметром 24 м, затем по 10 ступенькам, выточенных в вертикально стоящих камнях, расположенных среди зрительных рядов, попадали на верхние Аспендос Белкиз ряды. Над вестибюлем находились царские ложи принадлежащие городской знати.

Внутренний фасад сцены был украшен внизу 20 колоннами с коринфским и наверху 20 колоннами с ионическими капителями между которыми располагались мраморные ниши с различными рельефами. В нишах находились статуи богов и римских императоров.



На самом верху сцены имеется рельефное изображение бога развлечений и виноделия – Бахсуса. Артисты готовились к выходу на сцену в комнатах различной величины и выходя из одной большой и четырех маленьких дверей давали представление на деревянном помосте, установленном на высоте 2 метра над оркестром.

В античный период театральная труппа состояла как правило из 3 человек и за спинами играющих располагался Аспендос Белкиз хор максимум из 20 человек, носивших маски различных животных, богов, мифилогических героев. Женщинам запрещалось учавствовать в театральных представлениях.

Изначально театр возник на основе культовых уличных игр и танцев в честь бога развлечени и виноделия Бахсуса, проводившихся в период сбора винограда, и в первую очередь, носил культовый характер. Поэтому в эллинский период уважение к артистами было священным, в римский же период, к артистам было пренебрежительное отношение.

Первым представлением была трагедия, артисты могли высмеивать и критиковать любое событие и человека, включая и императора. После окончания представления артисты сходили с деревянного помоста к зрителям и могли часами спорить и диспутировать о показанном представлении.

Театр в Аспендос Белкиз античный период пользовался среди населения большим спросом и некоторые зрители попадавшие в театр с каменным или металлическим билетом, проводили здесь целые дни.

Театр Аспендос, сохранив особенности настоящего театра, в византийский период никогда не был ареной кровавых игр.

Театр в поздний византийский период использовался как церковь под открытым небом, после завоевания в 12 веке местности турками – как Караван-Сарай и сохранился в таком виде до наших дней.

Здесь проводятся ежегодные фестивали музыки и кино в Анталье.

За театром на вершине акрополя можно видеть Агору окруженную двумя рядами колонн, на севере 16 метровое здание Городского правления с пятью нишами на переднем Аспендос Белкиз фасаде.

Считается, что выступ стены опирающийся на двойную колонну, имеющую одно углубление для воды, был источником воды.

Предполагается, что большое прямоугольное здание находящееся на юге Агоры было магазином с лавками.

На юге этого здания имеются каналы сточной воды, располагающиеся в сводчатых вестибюлях. На севере Агоры расположено четырехугольное здание с двухметровой стеной пристроенное к византийскому магазину, использовавшееся в Византийский период как православная Базилика. На западе агоры расположен комплекс магазинчиков с галереями, за и перед магазинчиками на колоннах можно видеть Стоа закрытое каменным блоком.

Вторые этажи двухэтажных магазинов опираются на колонны. Городские стены находящиеся на северном склоне акрополя несут в себе особенности римской архитектуры Аспендос Белкиз. На севере театра расположен стадион построенный на арках.

Западная часть стадиона построена вплотную к склону горы, а восточная возвышается на галереях с арками. На этом стадионе на 10 000 человек проводились пользовавшиеся большой популярностью скачки на одноместных повозках лошадей выращенных в Аспендосе. На востоке стадиона расположена гробница с одним саркофагом. Если идти от этой гробницы в сторону водных арок, то можно видеть многочисленные саркофаги украшенные различными фигурками. Чуть дальше внимание привлекают надгробные камни украшенные надписям на языке луви/этруссков и различными мотивами цветов Малой Азии.

Одним из важнейших памятников сохранившихся от античного города Аспендос являются водные каналы Акведук, по этим Аспендос Белкиз каналам родниковая вода с гор Тавр, которая находится на расстоянии 25 км текла в город. Эти каналы устроенные по системе сообщающихся сосудов размещались на разноуровневых арках высотой 15 метров построенных в равнине, в некоторых местах доходивших до 30м, местами двухэтажные в точках поворота были построены высокие башни.

На сегодняшний день эти каналы считаются одними из редких памятников архитектуры римского периода такого образца. На реке Эуримедон/Кёпрю имеется построенный турками-сельджуками на разрушенном основании римского моста из блочных камней с восьмью остроконечными арками. Под этим мостом персы в 469 году до н.э. проиграли морскую битву против войск под командованием Кимона Аспендос Белкиз, таким образом была одержана первая большая победа в морском сражении эскадры состоящей из 800 галионов.

После этой битвы персы потерпели несколько поражение и на суше, таким чего влияние персов в Малой Азии постепенно стало уменьшаться.

Сегодня на берегу реки имеется туристические торговые центры и рыбный ресторан.

17. Комплекс "Минарет Йивли"

Анталья

Минарет получил своё название Йивли («рифлёный») за своеобразную форму стен, образуемую цилиндрическими выступами. Его именем называют комплекс зданий в районе Калекапысы на территории исторического центра города Антальи. Комплекс состоит из собственно минарета, мечети, медресе, двух мавзолеев и строения, называемого Мевлевиханэ или текке Мевлеви. Мевлевиханэ - это текке (обитель или место собраний) дервишей-приверженцев Аспендос Белкиз философии Мевлеви.

Минарет Йивли

Надпись на минарете сообщает, что его построил сельджукский султан Кей-Кубад I Ала ад-Дин (годы правления 1219-1237). Возможно, минарет, помимо своей религиозной функции, также был памятником в ознаменование завоевания Антальи Кей-Кубадом I. Это один из самых ранних образцов исламской архитектуры в Анталье. Минарет виден практически из любой точки города, и с давних пор является символом города Антальи.

Кирпичный минарет расположен к востоку от мечети, на расстоянии четырёх с половиной метров от её юго-восточного угла. Высота минарета 38 метров, наверх по винтовой лестнице ведут 90 ступеней. Возможно, изначально ступеней было 99, по количеству эпитетов бога в исламе.

Минарет стоит на Аспендос Белкиз каменном фундаменте квадратного сечения, высота которого 6,5 м, а сторона сечения 5,5 м. Верхние углы фундамента срезаны, то есть сечение башни в верхней точке фундамента является восьмиугольником. Далее следует восьмигранный участок башни, с декоративной нишей на каждой грани. В нишах имеются остатки мозаики из бирюзы и кобальтового стекла. Выше восьмигранного участка находится небольшой участок круглого сечения, слегка меньшего диаметра. Далее следует основной, самый длинный участок башни, сечение которого подобно цветку с восьмью полукруглыми лепестками. Этот «рифлёный» участок слегка сужается кверху, на нём покоится второй по счёту участок круглого сечения. После второго круглого участка идут мукарны (элемент в исламской архитектуре, в данном Аспендос Белкиз случае - архитектурный поясок под балконом). На мукарнах покоится шерефе (балкон минарета). Над балконом возвышается верхняя часть минарета, имеющая простую цилиндрическую форму. Минарет венчает крытая свинцом коническая крыша. Каменная балюстрада балкона, возможно, является более поздним элементом.

Мечеть

Несохранившаяся первая мечеть, стоявшая на этом месте, возможно, была переделана из византийской церкви. Ныне существующая мечеть была построена архитектором Балабаном Таваши в 1372 г. возле уже давно стоявшего там минарета. На мечети висит табличка, датируемая 1373 годом (774 год по мусульманскому летосчислению), согласно которой покровитель мечети - Мубариз ад-Дин Мехмет Бей (правитель сельджукского эмирата Текке, государства на территории нынешней турецкой провинции Антальи) или его сын Зинджиркиран Аспендос Белкиз Мехмет Бей (1372-1378). При строительстве мечети помимо обычных материалов было использовано несколько фрагментов античных развалин. Мечеть - один из старейших образцов исламской многокупольной архитектуры в Малой Азии.

Мечеть в проекции сверху имеет приблизительно восьмиугольную форму, причём этот восьмиугольник вытянут вдоль линии «восток-запад». Размеры здания по внешнему контуру - 14 на 8 метров. Имеются два входа, один обращён на восток, другой - на север. Мечеть увенчана шестью куполами. Пространство молитвенного зала делят на части двенадцать колонн. Восточная стена почти вдвое толще прочих стен, и стоит не вполне под прямым углом к соседним стенам, что придаёт некоторую неправильность плану здания. В южной стене молитвенного зала расположен Аспендос Белкиз михраб. Михраб - это ниша в стене мечети, указывающая верующим киблу. Кибла - это направление на главную мусульманскую святыню храм Каабу, находящийся в Мекке.

Стены мечети снаружи побелены, шесть её куполов покрыты красным кирпичом. В 1934-1969 гг. молитвенный зал использовался Археологическим музеем Антальи.

Мавзолей Зинджиркирана

Мавзолей построил Мубариз ад-Дин Мехмет Бей для своего сына Зинджиркирана Мехмет Бея в 1378 г. Здание выполнено в сельджукском архитектурном стиле, однако простота линий, наличие окон и тот факт, что три гробницы внутри мавзолея находятся ниже уровня земли, являются чертами, свойственными османской архитектуре.

Мавзолей Нигар Хатун

В другой усыпальнице похоронена Нигар Хатун, супруга османского султана Баязида II (годы правления 1481-1512). Усыпальница Аспендос Белкиз построена в 1502 г., то есть принадлежит к османскому периоду, но она выполнена в сельджукском архитектурном стиле.

Медресе Кей-Хусрава

Входящее в комплекс медресе было построено в 1239 году Атабеем Армаганом и названо в честь правившего тогда сельджукского султана Кей-Хусрава II Гияс ад-Дина. Возле входа в медресе находятся развалины, предположительно, другого медресе 13 века.

Обитель Мевлеви

Мевлеви - дервишский орден, основанный в 13 веке выдающимся анатолийским поэтом и мыслителем Мевланой Джелаладдином Мухаммедом Руми (1207-1273). Здание на возвышении к северо-западу от мечети предположительно было построено в 1225 году, при сельджукском султане Кей-Кубаде I Ала ад-Дине. В 18 веке губернатор (мутасаллим) города Антальи Текели Мехмет-паша Аспендос Белкиз отдал здание под обитель Мевлеви. В настоящее время Мевлевиханэ используется в качестве выставочного зала.


documentafdqzcz.html
documentafdrgnh.html
documentafdrnxp.html
documentafdrvhx.html
documentafdscsf.html
Документ Аспендос Белкиз